1. Спрячем в шкафчик.
Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик: 6 коробок в высоту и 5 коробок в ширину.
Какой-нибудь маленький предмет, например бусинку, на глазах у ребёнка кладём на любую полочку. Задвигаем её, затем шкафчик повертеть и спросить: "На какой полке лежит бусинка?". По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки. Вопросы будут: "На какой полочке зелёный шарик? На какой полочке синяя булавка?" и так далее.
 
2. Топ-хлоп. Игра на развитие внимания, памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
 
3. Вариации на тему топ-хлоп.
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
 
4. Запрещённые движения.
Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.
 
Далее использованы материалы с сайта: http://www.eti-deti.ru
5.    Что изменилось.
Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось. Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.)

 
6. Цифровая таблица.
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.
 
7.  Как предсказать погоду.
Постоянный адрес статьи: www.keng.ru/newspaper.php?id=53
Эта незатейливая дачная игра развивает в малыше наблюдательность, память, навыки рисования, знакомит с миром природы. Правила ее можно усложнять по мере усвоения ребенком новой информации.
Итак, самые простой вариант игры таков: вы показываете 2-3 понятные ребенку карточки с изображением народных примет плохой и хорошей погоды, рассказываете о них и просите нарисовать. Проверьте, как он их запомнил. В альбоме (а лучше на стене) сделайте два стенда-"метеостанции", на которые прикрепите рисунки. Когда ребенок полностью усвоит эту информацию, увеличивайте количество карточек.
На прогулке показывайте малышу наглядные природные приметы. Через некоторое время он все усвоит, и сам начтет обращать на них ваше внимание, пусть на самые понятные признаки, это тоже хорошо. Чем старше ребенок, тем больше вариантов этой игры можно использовать. К примеру, собрать все карточки и устроить "угадалку". Пусть в ней примут участие и другие дети или даже взрослые. По природным приметам можно составить из картинок прогноз погоды на завтра. Ну, а если не сбудется - не беда. Бывают и в самых точных прогнозах промахи.
Ребятам пяти лет и старше можно предложить продолжение игры, например, вести дневник наблюдений за погодой. Все сводки погоды за день заносить в дневник с помощью условных международных знаков. Вот интересно будет через год сравнивать погоду день за днем этим и прошлым летом.
Copyright © 2004 "Навыки гения"
Hosted by uCoz